Корниенко Ольга Валерьевна

В 2016 году окончила бакалавриат по направлению подготовки Механика и математическое моделирование, кафедра гидроаэромеханики СПбГУ.
В 2018 году окончила магистратуру по тому же направлению с красным дипломом.
Работает инженером ЦУП НПО им. Лавочкина, Госкорпорация "Роскосмос".

Я инженер Центра управления полетами НПО им. Лавочкина, работаю с отделом связи и телекоммуникаций. Задача всего отдела - обеспечить связную работу наземного комплекса, сделать так, чтоб друг друга "слышали" и "видели" станции связи, ЦУП, космодром, штаб и все остальные, кому это необходимо. Причем масштабы буквально космические - сегодня надо настроить линию между двумя соседними зданиями на территории нашего предприятия, а завтра - между космодромом в Гвиане и специалистами в Москве. Моя основная тематика - проекты с европейскими коллегами, в частности, миссия Экзомарс, которую мы планируем запустить в 2020 году.

Помимо планетарных проектов предприятие занимается астрофизикой - например, серией космических телескопов Спектр. Первый из серии, Радиоастрон, завершил свою работу в начале этого года, второй, Спектр-РГ, уже отправлен на Байконур, его пуск назначен на июнь. Его с нетерпением ждем не только мы, но и ученые, которым предстоит с ним работать.

fregat

Другая большая задача НПОЛ - разгонные блоки "Фрегат". От сборочного цеха и до орбиты все операции проводят наши специалисты. За "Фрегатом" числится интересный рекорд - это единственный разгонный блок, выводивший аппараты на три разные орбиты за один пуск. Не специально, конечно, такую задачу ставили, но факт есть факт; хотя и без него есть чем гордиться, на счету "Фрегатов" уже 75 пусков. Это много, и это показатель надежности - едва ли не самого важного критерия в современной космонавтике.

О космосе я думала давно, еще со школы, мне все это ужасно нравилось, но, конечно, и в голову не приходило, что когда-нибудь я и правда буду здесь работать. Я даже на последних курсах университета бесконечно отшучивалась, что работать пойду либо в Феррари, либо в Роскосмос, смотря куда возьмут. Шутить перестала, когда мне вдруг предложили пройти тестовое задание. Поэтому первое время на работе я на все смотрела с восторгом - мечта сбылась, теперь надо научиться с ней жить. Интересно все - и нюансы работы, и технические детали, которые не выносятся на широкую публику, и весь тот объем закадровой работы, которая идет перед каждым пуском и в каждом проекте. Это только в трансляции красота - ракета стоит на стартовом столе, отсчет, клубы дыма, пламя, грохот, "Поехали!". И рядом - никого, такое ощущение, что все само собой происходит. А изнутри, из ЦУПа видно, насколько это большая и сложная работа, и сколько людей в ней задействовано. И причем основная часть - задолго до старта; когда ракета уже прошла вертикализацию и начался предстартовый отсчет, что-то делать, менять и исправлять уже поздно.

exomarsСейчас моя основная тема - ЭкзоМарс. Этот проект - попытка ответить на вопрос "Есть ли жизнь на Марсе?" с подпунктом "А если найдем?". Это посадочная платформа (наша), на которой принайтован марсоход (европейский). На Марсе они должны разделиться, и работать по разным программам, но цель у них одна - понять, есть ли на Марсе условия для существования жизни, были ли когда-либо и можно ли их как-то организовать для тех, кто полетит колонизировать Красную планету. Звучит легко и просто, а на самом деле - миллион деталей, которые нужно проработать, от материала крепежа на платформе до программного обеспечения здесь, на Земле. Поскольку проект идет совместно с европейскими коллегами, а я хорошо владею английским, меня сразу же приняли в команду, и пришлось в спешном порядке вникать в уже готовые разработки и втягиваться в процесс.

Тут образование сыграло свою роль, матмех СПбГУ - хорошая школа жизни. Забавно, но на работе я чаще представляюсь математиком, чем механиком, хотя заканчивала механику. Выбирала ее, потому что хотелось быть ближе к авиации и космосу и пойти работать "ну куда-то туда", сразу после школы еще не было четкого осознания, куда именно "туда". А первые два года на факультете - никакой механики, зато математики выше крыши, причем на очень высоком уровне. Тогда я, да и не только я, наверное, а многие сокурсники, тихо выли - зачем нам столько, и куда, и что с этим делать... И тяжело, и много, и сложно, и нужно понимать, а не зубрить, и никаких поблажек со стороны преподавателей - в общем, серьезная закалка. Сейчас на работе, если честно, проще.

kornienko3

Зато сейчас, имея всю ту базу, которую дал матмех, я могу надстраивать на нее что угодно - хоть спецификации софта, хоть обработку телеметрии, хоть системные требования. Матмех научил учиться, как бы банально не звучала эта избитая фраза. Матмех научил схватывать на лету и вникать сходу, без вступлений. Научил, что нет задач без решения. Что если немножко подумать, то со всем можно справиться.

Чему не научил матмех - так это разговаривать. И этому, кстати, не только у нас не учат. Мало придумать что-нибудь прекрасное и удивительное, надо еще суметь объяснить всем окружающим, что же ты такое придумал, а это уже сложно. И такой, казалось бы, незначительный аспект - ну, правда, мы же все умеем говорить? - страшно мешает. Всегда нужно помнить, что очевидные для тебя вещи могут быть совсем неочевидны окружающим. И нужно находить в себе смелость спрашивать, если что-то непонятно - тоже мелочь, вроде бы, но иногда совершенно неподъемная мелочь. Жаль, что риторика и ораторское искусство ушли из школьной программы, а мое поколение и я тоже предпочитаем общаться в мессенджерах и часто стикерами. Стикеры не помогают на совещаниях.

В школьные, да и университетские годы, я часто слышала напутствия вроде "старайтесь все успевать, других возможностей не будет, это лучшее время, нужно везде поучаствовать и все попробовать". Я соригинальничаю и посоветую наоборот - сокращайте активность, если это мешает жить. Попытки угнаться за уходящим поездом ни к чему хорошему не приведут. Нужно уделять время учебе, друзьям, светской жизни - все-таки Петербург, - но иногда стоит просто посидеть с книжкой в тишине и отдохнуть от всего и от всех. Или просто и банально выспаться - мне за шесть лет университета удавалось это только на каникулах, да и то с некоторым трудом.

Второй совет неожиданно подсказали мне дети из кружка ЮМШ на матмехе. Когда я советовала им помимо математики обязательно учить иностранный язык, как минимум английский, а в идеале нужен второй, кто-то весело выкрикнул, что уже один знает - русский. Я отшутилась, а потом поняла, что ребенок удивительно прав. Хорошо владеть языками в наше время - искусство, сюда же относится родной русский. Снова проблема общения, коммуникации и внятного изложения своих мыслей. Внятного и грамотного. Не всегда под рукой будет автокоррекция, и не всегда Т9 исправит так, как надо. И машинный перевод пока что значительно отстает от ручного.

Последний, третий совет - ничего не бойтесь. После матмеха уже ничего не страшно.

И раз уже зашел разговор про "страшно"... Я довольно часто слышу вопрос про инопланетян - есть, нет, а если есть, то где и сколько... Честно - понятия не имею, полагаю, что чисто статистически за 4 миллиарда лет существования Вселенной жизнь должна была развиться не только у нас на Земле. По этому поводу мне недавно попался хороший рассказ - о человеке в недалеком будущем, который сетовал на долгие годы бессмысленного прослушивания эфира, сотни посланий, отправленных в космос, и ничего, ни следа других цивилизаций. Пока, наконец, он не поймал сигнал и не расшифровал его по простейшей системе ASCII. Послание гласило: "Будьте тише, иначе они вас услышат".

И теперь я думаю - а может, и правда, лучше быть тише? А то вдруг услышат.

Впрочем, работать по проекту ЭкзоМарс мне это не мешает.